Гомосексуалы, трансгендеры, люди с ограниченными умственными способностями и другие меньшинства существовали всегда, но в разные века и при разных режимах к ним относились по-разному. Этот материал посвящен первым годам существования Эстонской Республики и временам советской и нацистской оккупации.
В первые десятилетия существования Республики общественные дебаты в Эстонии формировались под влиянием популярного в то время научного течения евгеники, то есть доктрины расового здоровья человека, провозглашающей расовую иерархию. В таком контексте, ЛГБТ или квиры, изображались больными или несуразными, при этом многие из этих людей предпочитали оставаться как можно более незаметными для публики. В то же время эти темы вызывали интерес и в газетах появилось несколько статей.
О гомосексуализме писали как о медицинском феномене, извращении, о соответствующих проблемах в таких в однополых учреждениях как армия или тюрьмы. Также связывали гомосексуальность с гениальностью и неподходящем материале для брачной жизни. Для квир женщин употребляли модное французское словечко garçonne, особенно когда речь шла про деятелей западной культуры. Например, когда писали о сексуальной культуре в публичном пространстве, где свое тело попеременно продавали как женщины, так и мужчины искали себе сексальных партнероов. В журналах проводились обзоры медицинских исследований и законодательств разных стран, которые в основном касались разрешения или запрета смены пола или гомосексуализма.
Современная терминология касающаяся сексуальности в то время активно обсуждалась и создавалась. Например, понятия гетеро– и гомосексуальность возникли уже в 1869 году. Первое обозначало отклонение, когда женщина или мужчина наслаждаются сексом с лицом противоположного пола без проникающего полового акта; второе — отклонение от нормы связанное с желанием заняться сексом с человеком того же пола. Между 1920-ми и 1930-ми годами в обиход вошло также понятие «интерсексуальность», вместо которого сегодня пользуются словом «интерсекс», что означает тело с характеристиками разных полов.
В Эстонии декриминализация гомосексуализма вступила в силу в 1935 году, однако дискриминация различных сексуальных меньшинств продолжалась именно из-за популярности евгеники.
Золотой век евгеники
В довоенной Эстонской Республике сексуальность и расовая принадлежность были взаимосвязаны, поэтому сейчас старомодно звучащее “чистый эстонец” тогда приобретало однозначный смысл.
В первые десятилетия существования Республики в обществе преобладали так называемые “научно обоснованные взгляды” на проблему сексуальных меньшинств. В противовес идеям профессора Хиршфельда идеи сторонников евгеники распространялись тогда по всему миру и в Эстонии. Евгеника – это прежде всего доктрина расовой чистоты, цель которой – воспитать людей физически сильными и здоровыми.
Ханс Мадиссон “Забота о репродуктивном здоровье и будущее нации” (1935). Автор/источник: Paris Pin-Yu Chen
В Эстонии прежде всего распространялась так называемая позитивная евгеника, поддерживающая увеличение рождаемости. Протоколы собраний общества «Репродуктивное здоровье» призывали к всевозможным политическим мерам в поддержку деторождения, в том числе запрет на вступление в брак с людьми разных национальностей, материнские зарплаты, запреты на аборты, налог на бездетство, предпочтение найма на работу людей с детьми и т.д.
Негативная евгеника, или стерилизация, пропагандировалась меньше. Адепты последней обсуждали, как сформировать из эстонского народа здоровую и сильную нацию, среди которых нет гомосексуалистов, бездетных, психически больных и людей с физическими недостатками. К сожалению, в конце правления К.Пятса в 1937-1939 годах сторонники стерилизации смогли отчасти реализовать свои идеи. К категории подлежащих стерилизации относились наследственно психически больные, слабоумные, люди с наследственными дефектами, если они могли быть опасны для себя или общества из-за своего полового влечения. По сравнению с некоторыми другими странами популярность евгеники в Эстонии была весьма недолгой, но тем не менее случаи стерилизации были. Известно, что в Эстонии были принудительно стерилизованы 37 женщин и 4 мужчин. Для сравнения, в Латвии насильно стерилизовали 60 человек.
Если есть интерес, то можешь посмотреть также учебный материал по евгенике.
А. Ойнацки
А. Ойнацки был первым транс-человеком, известным эстонской публике. В 1929 году он дает интервью газете Postimees, в это же время была сделана и их фотография. Портрет А. Ойнацки появился в нескольких газетах страны в августе 1929 года, в том числе и под заголовком «Адам или Ева? Таинственная женщина из Тарту».
Причем в то время для их описанию использовались оба слова: и мужчина-женщина, и женщина-мужчина. В качестве сенсационной новости было написано, что 27-летняя женщина оказалась 20-летним мужчиной, “который с детства изображал из себя девушку, служанку, кухарку и т. д., и никто не замечал его настоящего пола» и «его голос, одежда и манеры были женскими. После беглого осмотра судебный врач даже признал его женщиной. У него даже был какой-то подтверждающий документ на имя женщины».
Фото A. Ойнацки в Postimees. Источник: Vabamu/Kadri-Nikopensius
В межвоенной Эстонии его сравнивали с известными трансгендерами из Европы. Он привлек внимание общественности из-за совершенных мелких кражей. Наряду с именем Ойнацки в научных статьях фигурирует и имя Ханса Мэдиссона, преподавателя Тартуского университета, судмедэксперта и евгеника. В статье «Лица с извращенной сексуальной ориентацией», опубликованной в медицинском журнале Eesti Arst, он дал обзор двух пациентов-трансгендеров, одним из которых был Ойнацки. Как и нацисты, Мэдиссон считал потенциальными преступниками всех людей, отклоняющихся от гендерных и сексуальных норм общества. Он писал: «Извращенные сексуальные ориентации являются важными факторами во многих преступлениях. В случае грабежей, убийств и сексуальных посягательств извращенное половое влечение имеет фатальный эффект».
Анализируя Ойнацки, Мэдиссон указывал на его «невежество, слабоумие, а также свойственную ворам привычку врать и обманывать». Несмотря на то, что Мэдиссон счел Ойнацки непригодным для «психологического анализа», он использовал каждую деталь жизни Ойнацки, чтобы гротескно изобразить его как морально (и физически) ущербного. Мэдиссон обнаружил, что личность Ойнацки обусловлена комплексом неполноценности и неразвитых сексуальных побуждений. Он все еще видел (некоторый) потенциал в Ойнацки, отмечая, что если бы он вступил в половой акт с женщиной, это могло бы (в некоторой степени) исправить его личность. Мэдиссон не ограничился письменным анализом глубоко частных фактов из жизни Ойнацкий, а раз и навсегда лишил пациента частной жизни, включив в свою статью фотографию обнаженного Ойнацки, таким образом превратив его в объект любопытной достопримечательности..
Во второй половине 1930-х годов Ойнацки сменили свое имя, но не пол. Позже они представлялись мужчиной, они женились на женщине, завели детей и переехали в другой город. В Советской Эстонии они двадцать лет прожили вполне законопослушную жизнь.
История Ойнацки отражает выбор, с которым многие трансгендеры сталкивались на протяжении всей истории и продолжают сталкиваться и сейчас: упорствовать, несмотря на трудности, или ассимилироваться?
Немецкая оккупация
В 1941 году начинается оккупация Эстонии нацистской Германией. Группами особенно преследуемых становятся местные евреи, цыгане и коммунисты. Гомосексуалистов и психически больных нацисты системно не убивали, по крайней мере в Эстонии. Те немногие трансгендеры и гомосексуалисты чья жизнь сейчас изучена, проживавшие в Таллинне и Тарту между войнами, потом жили еще десятилетиями после Второй мировой войны и во время оккупаций не были заключены в тюрьму.
Советская оккупация
В Советском Союзе в 1933 году Сталин повторно криминализировал гомосексуальные отношения между мужчинами, это положение применялось также в дальнейшем и на оккупированных территориях, в частности и в Эстонии.
С восстановлением советской оккупации евгеника как наука стала запретной темой, тем не менее евгеническая практика продолжалась и в советское время, причем даже еще более интенсивно. По разным оценкам, за советский период в Эстонии было стерилизовано около 1000 человек. Зачастую это было побочным эффектом других экспериментов и операций. Стерилизации подвергались в основном психически больные и люди с определенными социальными девиациями (например, проститутки, которых якобы не существовало в советском обществе).
С 1961 года в Уголовном кодексе Советской Эстонии были следующие положения:
Статья 118. Мужеложство
(1) Мужеложство, совершенное с применением насилия или с угрозой его применения
либо с использованием беспомощного состояния потерпевшего, – наказывается
лишением свободы на срок от двух до пяти лет.
(2) Мужеложство, совершенное в отношении лица, заведомо не достигшего
шестнадцатилетнего возраста, – наказывается лишением свободы на срок от двух до
десяти лет.
Согласно статистическим данным, найденным в архивах Минюста ЭССР, всего за период с 1961 по 1989 год по статье о мужеложстве были наказаны 159 мужчин.
При этом надо учитывать, что под психологическим давлением допроса многие стучали друг на друга и ложно обвинялись в мужеложстве, поскольку не знали, что мужеложство в смысле УК означало лишь анальный секс. Просто половой акт и другие такие сексуальные действия, такие как мастурбация, оральный секс и т. д., туда не были включены.
Поскольку с точки зрения советской психиатрии гомосексуальность была патологическим явлением, этот диагноз время от времени использовали, как и диагноз на другие психические заболевания, для того, чтобы заставить замолчать потенциальных и реальных диссидентов и усадить их в психиатрические клиники.
Из воспоминаний людей, живших в советское время, можно среди прочего узнать, что некоторые вспоминали однополые пары, живущие по соседству. Закон очень узко описывал гомосексуальные отношения и запрещались только отношения между мужчинами, поэтому пары, просто проживающие вместе в тюрьму не попадали. Такое молчаливое принятие не означает однако, что однополые пары не подвергались чрезмерному вниманию и порицанию. Зачастую, чтобы скрыть свою гомосексуальность, люди заключали фиктивные браки с представителями противоположного пола.
Послушай или прочитай больше о советской оккупации и преследованиях гомосексуалистов на Levila.
История Председателя
Председатель (по-эстонски Esimees, или Юхан Оясте, был ветераном Второй мировой войны, семьянином и успешным председателем колхоза. Человек, которого среди друзей и знакомых называли Председателем, был арестован в середине 1960-х годов по подозрению в гомосексуальной деятельности, а затем исключен из Коммунистической партии Эстонии. Через два года при аналогичных обстоятельствах его приговорили к полутора годам лишения свободы. Он потерял свой социальный статус, свою семью, свою работу и уважение, далее пришлось подрабатывать чернорабочим. Однако, с одной стороны, его это не беспокоило. В дальнейшем он стал известен в местном гей-сообществе Тарту своим вызывающим поведением и довольно публичными гомосексуальными связями, игнорируя существующие нормы и уголовные обвинения.
Председатель воспринимался как падший герой-коммунист, у которого, несмотря на так называемое моральное разложение, все же оставались некоторые привилегии героя войны, а также, надо полагать, частичная уверенность в том, что с ним хуже уже ничего не сделают, так как свой срок за мужеложство он уже отсидел. Вспыльчивый характер Оясте, безусловно, добавлял ему известности, особенно проявляющийся в тех случаях, когда дела шли не так, как ему хотелось бы.
В 1990 году, всего за год до восстановления независимости Эстонии и декриминализации гомосексуализма, Председатель умер. Говорят, что к этому был причастен один мужчина-проститутка служивший военным на территории ЭССР.
Аудио-история в Вабаму
С 9 июня 2023 года на постоянной выставке музея открыта аудиодорожка: «От “этих” до ЛГБТ-активизма. Истории сексуальных и гендерных меньшинств Эстонии 20-го века».
А вот и репортаж с выставки.
Использованные источники:
- Vabamu näitus „Niisugustest“ LGBT-aktivismini”. Kuraator Rebeka Põldsam.
- Kalevi alt välja: LGBT+ inimeste lugusid 19. ja 20. sajandi Eestist. Toimetajad: Rebeka Põldsam jt.
- Heinaru, Ain. Geneetika. Tartu Ülikooli kirjastus. 2012.
- Sajanditaguste kvääride elukäiku ümbritseb saladuseloor. Airika Harrik. 30.04.2020. ERR.
- Transajaloo mustad peatükid ja nende järelelu nüüdisajal. Eha Emilia Oras. 16.05.2024. Müürileht.
- Okupatsiooni järelelu. Katrin Kivimaa. 29.04.2016. Sirp.
- Sõdadevahelises Eestis pulbitses omas ajas eesrindlik rahva tõuteadus. Andres Reimann. 24.07.2024. ERR.